«Играем пальчиками- развиваем речь».
Ребенок постоянно
изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации –
прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на
вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу
различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д.,
тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего
возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки,
связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно
выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать
о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы,
завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть
новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания
покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Существуют следующие
виды пальчиковых
игр:
-Пальчиковые игры с
предметами;
-Активные игры со стихотворным сопровождением;
-Игры- манипуляции;
-Пальчиковые игры на основе сказок;
-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
-Пальчиковые игры с муз. сопровождением.
Первый вид- пальчиковые
игры с предметами. Они развивают
мышление, повышают
эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к
деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи,
карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали
Карандашик я возьму-
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Следующий вид –
активные игры со стихотворным сопровождением. Дети очень любят именно этот вид
игр - он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать
и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке.
Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»:
Этот пальчик –
Сонечка,
Этот пальчик -
Тонечка,
По середочки - Сергей,
Рядом с братцем - Алексей,
А этот- Гришка, пальчик-
шалунишка!
Ать, два, ать, два,
Было пять, осталось- два.
Ну-ка, ну-ка, посмотри
Было пять, осталось, три!
Чтобы пальчики
назвать, нужно их
пересчитать!
Этот пальчик-
Сонечка,
Этот пальчик-
Тонечка,
По середочки- Сергей,
Рядом с братцем- Алексей,
А этот- Гришка, пальчик
-шалунишка!
Следующий вид пальчиковых игр – это игры- манипуляции. Такие игры
ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают
воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Уважаемые
участники мастер-класса, предлагаю вам вспомнить названия данных игр. («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик –
дедушка» и т. п.)
Пальчиковые игры на основе сказок.
Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают
внимание и память, снимают
психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый
театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков, что
придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на
подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.
Пальчиковая игра «Крышки»:
Пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук)
Смело в них вперёд
шагнули, (передвигаем пальцы
поочерёдно вперёд)
И пошли по переулку
На весёлую прогулку. (пальчики шагают).
Игра с палочками
Также мы используем
небольшие палочки (можно стучать, катать,
шуршать, шагать, бегать):
Вы скачите палочки,
как солнечные зайчики-(поочерёдно шагаем палочками по коленам)
Прыг-скок, прыг-скок,
прискакали на лужок (скрещиваем палочки сверху вниз
и ставим на колени)
Одной ножкой топ-топ, (шагаем правой палочкой)
Другой ножкой топ-топ, (левой)
На головку сели,
песенку запели. (ставим палочки на голову,
стучим друг об дружку)
Игры с мячиками
Также мы используем
массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)
С гладким мячиком:
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко,
как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну,
Колобок наш отдохнёт и
опять играть
начнёт. (повторяем тоже самое другой рукой)
С мячиком- ёжиком:
Маленький колючий ёж,
До чего же ты хорош (катаем мячик -ёжик по столу правой рукой)
Покажи свои иголки,
Хоть они и очень
колки. (катаем мячик по столу левой
рукой).
Также можно
использовать для развития мелкой моторики сухой бассейн с различными крупами (рис, гречка, фасоль и т. п.).Для повышения интереса у детей туда можно
поместить мелкие игрушки.
Вот неполный перечень
того материала, который можно и нужно использовать для развития мелкой моторики рук детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий