«Роль семьи в воспитании детей дошкольного
возраста»
Семья
в нашем обществе –
первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и дети, живут по
законам коллектива.
Воспитание
детей, формирование личности ребенка, с первых лет его жизни – основная
обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей
жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители. Независимо от того, вместе или врозь живут бабушки и дедушки,
и их дети и внуки, у дошкольников формируют умение и желание проявлять заботу о
старших, оказывать им помощь. В семье с двумя и более детьми, создаются самые
благоприятные условия для разностороннего развития мальчиков и девочек. В
многодетной семье успех воспитания детей зависит, связан с личным примером отца
и матери, являющимся образцом для подражания, умением их разумно организовать
жизнь и деятельность детей.
Родительская любовь к детям и ответственное чувство детей к
матери, отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым
создавать радостную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные
качества. Общие заботы по дому, взрослых вместе с детьми – это способствует
выполнению семьей главной задачи – воспитание детей. Эти объективно существующие
условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители, и другие взрослые члены
семьи, будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных
местах. Немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет их силу и
стойкость – это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей
со стороны родителей. Они могут осуществляться сознательно, взрослые заранее
ставят цель, например: научить ребенка что-нибудь мастерить, или помочь по
дому, пересказать сказку. Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают
у него либо что-то хорошее, либо что-то плохое, поэтому необходимо строго
следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные
воздействия оказывались ценными для детей. Интересным и полезным для воспитания
дошкольника является проведение семейного досуга, это прогулки в парк,
организация спортивных игр «мама, папа, я, спортивная семья». Игра на
инструментах, театрализованных представлений с участием детей и взрослых.
Общая цель всех членов семьи в первую очередь матери и отца –
забота не только о себе, своем благополучии, но и о других. Важны при этом
взаимопомощь, совместный труд и отдых.
Бабушка и дедушка, живущие в семье, сына или дочери, принимают
на себя определенную часть забот, систематически участвуют в ведении домашнего
хозяйства. Кроме того, они воспитывают внуков, многое вкладывая в душу ребенка,
проявляя заботу о его здоровье, правильном физическом развитии. У бабушки и
дедушки больше терпения, чем у молодых родителей, больше мудрости в общении с
малышом. Нередко старшее поколение сохраняет в доме семейные реликвии, почетные
грамоты, медали, старые фотографии. Время от времени их достают, рассматривают
вместе с детьми, беседуют. Такое общение очень важно для ребенка. Оно углубляет
привязанность к семье, родным, способствует умственному и нравственному
развитию
Особенности развития детей 4 - 6 лет
Наши дети выросли,стали старше. Они проявляют интерес к другому
человеку, испытывают доверие к нему, стремятся к общению и взаимодействию со
взрослыми и сверстниками. У детей возникают личные симпатии, которые
проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Малыши испытывают повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко
выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и
др. Для налаживания контактов с другими людьми используют речевые и неречевые
(взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения.
Они осознают свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»).
Фундаментальная характеристика ребенка - самостоятельность
(«Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как
взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду,
стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого
года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью,
неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
К 4 годам дети могут объединяться
по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые
действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу
игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных
действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. А к 5
годам у детей возрастает интерес и потребность в
общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них.
Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и
другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше
ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное
состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется
потребность в уважении со стороны
взрослого, для них оказывается чрезвычайно
важной его похвала. Это приводит к их
повышенной обидчивости на замечания. Повышенная
обидчивость представляет собой возрастной
феномен. Совершенствуется
умение пользоваться установленными формами
вежливого обращения. В
игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия.
Они указывают на то, что дошкольники
начинают отделять себя от принятой роли.
В процессе игры роли могут меняться.
В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры
по игре. В общую игру может
вовлекаться от двух до пяти детей, а
продолжительность совместных игр составляет в среднем
15-20 мин.
Ребенок начитает регулировать свое
поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое
дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.)
- проявление произвольности.
У детей начинает формироваться
способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение
ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего
ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости,
грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие,
сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и
правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей.
Он эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и
несоответствие поведения своим этическим
представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может
выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу,
наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно
играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли,
помогает во взаимодействии с друзьями.
Восприятие детей в 5–6 лет: происходит систематизация представлений
детей о цвете, форме и величине. Дети различают и называют не только основные
цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; не только
воспринимают величину объектов, но и легко выстраивают их в ряд – по возрастанию
или убыванию (до 10 предметов).
Внимание детей в 5–6 лет: возрастает устойчивость внимания, развивается
способность к его распределению и переключаемости. Объем внимания составляет в
начале учебного года 5 - 6 объектов, к концу года 6 -7.
Память детей в 5–6 лет: дети способны при
помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой памяти
составляет 5-6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая,
тактильная и т.д.
Мышление детей в 5 – 6 лет: у детей продолжает развиваться образное
мышление. Совершенствуется способность к обобщению, что является основой
словесно-логического мышления. Дети способны рассуждать, давая адекватные
причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их
наглядного опыта.
Воображение детей в 5–6 лет: этот возраст характеризуется расцветом
фантазии, что особенно ярко проявляется в играх.
Речь детей в 5–6 лет продолжает совершенствоваться, в том числе ее
звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и
сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность
речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все
части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика:
активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники
могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но
и детали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий