Cтраничка для родителей

   «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»
       Семья в нашем обществе – первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и дети, живут по законам коллектива.
       Воспитание детей, формирование личности ребенка, с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.  Независимо от того, вместе или врозь живут бабушки и дедушки, и их дети и внуки, у дошкольников формируют умение и желание проявлять заботу о старших, оказывать им помощь. В семье с двумя и более детьми, создаются самые благоприятные условия для разностороннего развития мальчиков и девочек. В многодетной семье успех воспитания детей зависит, связан с личным примером отца и матери, являющимся образцом для подражания, умением их разумно организовать жизнь и деятельность детей.
      Родительская любовь к детям и ответственное чувство детей к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым создавать радостную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Общие заботы по дому, взрослых вместе с детьми – это способствует выполнению семьей главной задачи – воспитание детей. Эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители, и другие взрослые члены семьи, будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах. Немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет их силу и стойкость – это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей. Они могут осуществляться сознательно, взрослые заранее ставят цель, например: научить ребенка что-нибудь мастерить, или помочь по дому, пересказать сказку. Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают у него либо что-то хорошее, либо что-то плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей. Интересным и полезным для воспитания дошкольника является проведение семейного досуга, это прогулки в парк, организация спортивных игр «мама, папа, я, спортивная семья». Игра на инструментах, театрализованных представлений с участием детей и взрослых.
       Общая цель всех членов семьи в первую очередь матери и отца – забота не только о себе, своем благополучии, но и о других. Важны при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.
       Бабушка и дедушка, живущие в семье, сына или дочери, принимают на себя определенную часть забот, систематически участвуют в ведении домашнего хозяйства. Кроме того, они воспитывают внуков, многое вкладывая в душу ребенка, проявляя заботу о его здоровье, правильном физическом развитии. У бабушки и дедушки больше терпения, чем у молодых родителей, больше мудрости в общении с малышом. Нередко старшее поколение сохраняет в доме семейные реликвии, почетные грамоты, медали, старые фотографии. Время от времени их достают, рассматривают вместе с детьми, беседуют. Такое общение очень важно для ребенка. Оно углубляет привязанность к семье, родным, способствует умственному и нравственному развитию

Особенности развития детей 4 - 6 лет
  Наши дети выросли,стали старше. Они проявляют интерес к другому человеку, испытывают доверие к нему, стремятся к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У детей возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Малыши испытывают повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми используют речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Они осознают свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). 
     Фундаментальная  характеристика ребенка   - самостоятельность  («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
      К 4 годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. А к  5  годам  у  детей  возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие.   У  детей  формируется  потребность  в  уважении  со  стороны  взрослого,   для  них  оказывается  чрезвычайно  важной  его  похвала.  Это  приводит  к  их  повышенной  обидчивости  на  замечания.  Повышенная  обидчивость  представляет  собой  возрастной  феномен.   Совершенствуется  умение  пользоваться установленными  формами    вежливого  обращения.  В игровой деятельности  появляются  ролевые  взаимодействия.  Они указывают  на  то,  что  дошкольники  начинают  отделять  себя  от  принятой  роли.  В  процессе  игры  роли  могут  меняться.  В  этом возрасте  начинают появляться  постоянные партнеры  по  игре.  В  общую  игру  может  вовлекаться  от  двух  до  пяти  детей, а продолжительность совместных  игр  составляет  в среднем  15-20 мин.
     Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.)  -  проявление  произвольности.
     У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
     Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Он эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и
несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.
     Восприятие детей в 5–6 лет: происходит систематизация представлений детей о цвете, форме и величине. Дети различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; не только воспринимают величину объектов, но и легко выстраивают их в ряд – по возрастанию или убыванию (до 10 предметов).
     Внимание детей в 5–6 лет: возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 - 6 объектов, к концу года 6 -7.
     Память детей в 5–6 лет: дети способны при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой памяти составляет 5-6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.
     Мышление детей в 5 – 6 лет: у детей продолжает развиваться образное мышление. Совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Дети способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
     Воображение детей в 5–6 лет: этот возраст характеризуется расцветом фантазии, что особенно ярко проявляется в играх.

     Речь детей в 5–6 лет продолжает совершенствоваться, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Комментариев нет:

Отправить комментарий